Английская школа

Когда я впервые увидела тянущих за руки родителей, радостных детишек около начальной школы, я не поверила своим глазам. ДЕТИ БЕГУТ В ШКОЛУ! Еще больше меня удивили их слезы после окончания учебного дня: малыши 4-х — 5 лет, не хотели уходить от своих учителей. Они подбегали и обнимали провожающую их мадам Директрису, а та улыбалась им и говорила «Увидимся завтра».
Что же такого в этих школах?
Начнем с основного.
Обучение в обычной школе в Британии бесплатное. Она делится на начальную (Primary) и среднюю в нашем понимании (High school). В начальной школе детишки учатся 6 лет, с 4-5 до 10-11 лет. После чего переходят в среднюю. Класс в британских школах называется ГОД — «Year» (сокрощенно Y1,Y2… Y5 и т.д.).
Очень часто бывает, что это два совсем разных учебных заведения. В нашем случае, начальная была рядом с домом, а в среднюю приходилось идти пешком минут 15. Многое родители возят туда своих детей, т.к. школа слишком далеко от их дома.
В средней школе учатся до 11-го или 13-го класса (аналог наших 9 и 11). Учебный год начинается в начале сентября (не всегда 1-го) и заканчивается в конце 20-х чисел июля. Самые длинные каникулы — летние — с конца июля до сентября.Ну и, конечно же, Рождественские каникулы. Они длятся немного больше недели. Школьники учатся 5 недель после чего следует неделя каникул.
Каждый день с понедельника по пятницу с 9 утра до 3 дня дети должны находиться в школе. Если ребенок по какой-то причине пропускает школу, родители утром этого дня должны написать классному руководителю электронное письмо о причине отсутстсвия. Уважительной причиной пропуска занятий может быть только медицинские показания: болезнь или посещение врача. Все остальные причины считаются как прогул. За прогулы здесь наказывают очень строго. Если в учебное время школьный патруль (а тут есть и такой) поймает ребенка без родителей на улице, родители должны будут оплатить штраф. Сумма штрафа ощутимая — до 1000 фунтов. Так что прогуливать как-то сразу не очень хочется.
 
***
Небольшая начальная школа при Англиканской церкви. Один этаж. Каждого года по одному классу, в школе не более 300 учеников.
Мы переехали сюда из России в середине декабря. На носу были Рождественские праздники и народ суетился в подготовке к нему. Естественно о поступлении именно в эту школу было договорено заранее, и моего сына там уже ждали. Перед праздниками нас пригласили на собеседование. Мой сын, Святослав, на тот момент знал, может быть, всего пару десятков английских слов. Знаний, полученных за 4 года в российской школе, для нормального общения ему явно не хватало. Вел беседу и выполнял роль переводчика мой супруг.
Нам показали школу, как проходят уроки, познакомили с учителем. Наш новый учитель, мистер Лоренсон, лет сорока, с очаровательной улыбкой, прервал урок, чтобы познакомиться со своим новым подопечным. Нас провели по всей школе, рассказали какие занятия где проходят.
Директор школы, зная, что Святослав почти не говорит по-английски, распорядилась, чтобы на всех необходимых кабинетах висели таблички на русском языке с их названиями, чтобы он мог легче ориентироваться. Она вызвала из города русскоговорящего учителя английского языка, который впоследствии очень помог ему освоиться, и прикрепила куратора — одного из учеников его класса, который по первости помогал ему знакомиться со школьными правилами. Спустя месяц она договорилась о прослушивании Свята в одной из лучших музыкальных школ в стране, т.к. учитель музыки в школе сказал, что того уровня, который он может дать, Святу недостаточно.


( на фото: Начальная школа Святого Стефана.)

 
1. Об учителях.
Школьный учитель — Это человек, с которым легко общаться и детям и взрослым. Это одна из уважаемых профессий в Англии.
Проблема с языком — это большая проблема, когда только переезжаешь в страну, где на нем говорят абсолютно все, а твои знания ограничиваются даже не школьным курсом, а полугодичными самостоятельными его изучениями. Приходится общаться, обсуждать многие вопросы и, естественно, в такие моменты тот самый пресловутый языковой барьер дает о себе знать наиболее остро.
Общаясь с учителями в школе, пытаясь решить те или иные вопросы, я почувствовала на себе их профессионализм. Насколько все у них решалось быстро и легко и насколько легко было мне, с минимальными знаниями, объяснить им что-то и понять ответ! О таких говорят «Учитель от Бога».
Помню, Свят потерял новый форменный свитер. Вина была моя, так как я никак не предполагала, что такие вещи здесь надо подписывать — как-то после российской школы не пришло в голову. Ну, и естественно, с этим вопросом я пршла к учителю, мистеру Лоренсену. Он меня встретил с добродушнейшей улыбкой, поинтересовался, как мы тут осваиваемся и спросил, чем он может мне помочь. Я заранее написала на бумажке то, что мне надо ему сказать, зазубрила наизусть несколько фраз и как автомат выпалила суть вопроса. Он стал мне что-то говорить, но я вынуждена была прервать его словами «Извините, я очень плохо говорю по-английски. Вы не могли бы говорить помедленнее». Он засмеялся и сказал: «У Вас отличный английский. Я вот вообще не говорю по-русски». В последствии я эту шутку слышала много раз из уст разных людей. Но именно тогда шутка, сказанная учителем моего сына помогла мне понять, что меня тут принимают и принимают любой. Свитер мы нашли только через неделю. Но общение, которое было во время решения этой небольшой проблемы, оказалось для меня бесценным. Он по-доброму общался со мной, взрослой теткой. И еще добрей общался со своими учениками, маленькими непоседами, которые были с ним на протяжении всего года. Они были как большая и дружная семья. И класс и вся школа.
Я видела, как плакал почти весь класс, прощаясь со своим учителем на выпускном вечере начальной школы. Они покидали не только своего любимого учителя, они покидали лучшего друга, который с ними играл, учил их, наставлял на путь истинный целый год. Они повзрослели и уходили в другую школу. Но и после перехода в среднюю школу, ребята навещали своего учителя и любимую мадам Директрису, и помогали им с новыми учениками.
 
2. Учебный процесс.

Начальная школа.
В классах начальной школы примерно по 30-35 человек. Учитель работает с классом только один год, после чего ребята переводятся к другому учителю в следующий класс. Основному учителю помогают два помощника, поэтому никто не остается без внимания и помощи, если она необходима. Все учебные материалы, тетради, карандаши, ручки и т.п. обеспечиваются школой. Так что такого понятия, как «получить двойку за неготовность к уроку» здесь нет.


Я не была на уроках в школе, но сын мне рассказывал, как они проходят. Никто не сидит за партами. В классе стоят столы так, что дети сидят лицом друг к другу по 6-8 человек за каждым и во время урока свободно могут передвигаться по классу. Уроки проходят в легкой полуигровой форме. На переменках дети гуляют на улице, в школьном дворе, который огорожен и не позволяет детям выйти за его пределы. Также многие уроки у них проходят на свежем воздухе. При школе есть теплицы и своя метеостанция, где наглядно изучаются природные явления и дети могут сами выращивают овощи и цветы. Во время учебного процесса, а он весьма увлекателен, школьники не просто сидят и слушают учителей, им дают возможность применять эти знания на практике. Помню, как сын рассказывал, как они собирали какой-то оптический прибор, датчик влажности из подручных материалов и ставили различные опыты. Я думаю, что даже взрослому это было бы очень интересно.


Оценок в начальной школе, также не существует. Школьникам в качестве поощрения наклеивают различные наклейки на свитера или ставят веселые смайлики и штампы в тетради. Об успеваемости детей родителям сообщают письмом раз в полугодие. Также хорошим стимулом для достижения новых высот в учебе является конкуренция. Вся школа делится на 4 «Дома», названных по фамилиям королевских династий Англии — Тюдоры, Виндзоры, Стюарты и Ганноверы. Каждый ученик принадлежит к какому-либо из этих домов. В каждом классе есть представители каждого. Эти четыре дома конкурируют между собой за успеваемость, зарабатывая баллы на уроках и внеклассных занятиях, проявляя активность. Участвует в этом соревновании вся школа и раз в месяц объявляют победителя, кто набрал наибольшее количество баллов. Наградой может быть как путешествие в какой-нибудь интересный музей, так и какие-то льготы и мелкие подарки всем представителям дома — победителя.

(на фото: родители ждут детей после занятий)

На уроках физкультуры дети не наматывают круги вокруг стадиона, как, помнится, было у нас, а играют в различные спортивные игры и изучают их правила. Святославу очень нравились занятия по игре в гольф.
Домашнего задания в начальной школе практически не задают. Иногда давали порешать какие-то задачки, примеры или творческие задания. Но занимало это всего минут 10 домашнего времени. Считается, что школьник дома должен отдыхать.
Очень большое внимание в английских школах уделяется музыке и творчеству. В нашей начальной школе был свой духовой оркестр, в который брали тех, кто лучше всех играл на духовых музыкальных инструментах. А на музыкальных инструментах учили играть почти всю школу. Пели так уж точно все. На выступлениях я не слышала ни одного фальшивого голоска. А один 10-летний мальчишка, участвующий в выпускном спектакле, меня просто поразил своим хорошо поставленным джазовым голосищей. Спектакли тут ставились так, чтобы в них были задействованы практически все ученики класса. Очень здорово, что ни один ребенок не остается в стороне.

(Памятное фото учеников Y6 начальной школы Св. Стефана)

 В последний год обучения в начальной школе ребят уже начинают готовить к переходу в новую, седнюю школу. Перевести ученика могут в любую школу, которую он выберет, а если в течение года до указанного срока он не может определиться, то его распределяют в ту, где меньше всего учащихся. Обычно у начале года большинство уже определились с тем, куда пойдут учиться дальше. Конечно же и тут присутствует своего рода агитация. Поменять решение можно практически до конца года, поэтому из средних школ, закрепленных за начальной, приходят представители, рассказывают о преимуществах, раздают различного рода ознакомительные проспекты.
В конце учебного года проводится итоговое тестирование учеников, результаты которых подшиваются в личное дело и отправляются в ту школу, куда переходит ребенок. На основе этих тестов начальной школы, ребенка распределяют в группу по его успеваемости.

 

2 комментария к “Английская школа

  1. Очень интересно!!!Спасибо!!!Какое счастье,что маленьких детей не мучают домашней работой!
    Пы.сы.Хотелось бы больше подробностей про среднюю и старшую школу.;)

    1. К сожалению, большого опыта и знаний относительно «Средней» школы у меня нет. Но, что смогу, наскребу в памяти))

Добавить комментарий для SMIОтменить ответ