Справа налево и слева направо. История правостороннего и левостороннего движения.

Около 35% населения земного шара ездят по левой стороне дороги. В основном это те, кто живет в бывших британских колониях. Эта странная причуда очень озадачивает остальную часть мира.
Что это такое — левостороннее движение и откуда оно появилось?

В стародавние времена люди путешествовали в основном по левой стороне дороги. Это представлялось разумным в ожесточенном феодальном обществе. Так как большинство людей правши, меченосцы старались держаться левой стороны дороги, чтобы правая рука оставалась свободной и находилась ближе к противнику, если потребуется защищаться. Ножны же, которые зачастую были очень дорогими, наоборот старались держать дальше соперника, слева, чтобы снизить вероятность их повреждения.

Кроме того, ножны не мешали садиться на лошадь, если садились на нее с левой стороны. И вообще, так садиться лошадь считалось более удобным.  Чтобы обезопасить себя и не быть сбитыми проезжающими мимо  экипажами, всадники стали начинать свой путь у левой обочины дороги.

По левой стороне также принято было ездить экипажам, запряженным лошадьми. Кучеры старались держаться левой стороны, чтобы  погоняя упряжь, не задеть кнутом прохожих.

 

В конце 1700-х годов фермеры Франции и США положили начало движению по правой стороне дороги, начав возить свои урожаи в больших повозках, запряженных несколькими парами лошадей. На этих повозках отсутствовало место для кучера и управлять ими было легче сидя верхом на левой задней лошади, держа в правой руке хлыст, чтобы хлестать упряжку. И поскольку он сидел слева, то ему было удобно, что участники встречного движения находились тоже слева от него и извозчик мог следить, чтобы колеса его повозки не зацепились за колеса встречной. Именно поэтому он старался держаться правой стороны дороги.

Но единообразия в движении в те времена все еще не было. Правила дорожного движения появились несколько поздней.

В России еще в 1709 году датский посланник при Петре Первом отмечал необычную особенность русских двигаться по дороге справа. А в 1752 году правостороннее движение в России было официально утверждено указом императрицы Елизаветы Петровны.

Огромный толчок развитию правостороннего движения в Европе дала Французская революция. Дело в том, что до революции во Франции было принято, что по левой стороне дороги могла путешествовать только аристократия, а крестьяне должны было ходить по правой стороне. Но после взятия Бастилии и последующих за этим событий, аристократы, не желая привлекать к себе лишнего внимания, вынуждены были присоединиться к крестьянам в правостороннем движении. В 1794 году оно было официально утверждено. Примерно в это же время правостороннее движение стало обязательным и в Дании.

Ну и понеслось…
В страны Северо-Западной Европы правостороннее движение пришло вместе с армией Наполеона. Вслед за Францией оно распространилось на Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию, Германию, Польшу, а также на некоторые районы Испании и Италии. Страны, сопротивлявшиеся Наполеону остались в стороне от этой реформы. Британия, Австро-Венгерская империя и Португалия сохранили свое левостороннее движение еще более 100 лет, вплоть до Первой мировой войны.

Несмотря на то, что левосторонняя Швеция уступила Финляндию правосторонней России, после Русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндия еще 50 лет сохраняла правила левостороннего движения и только после императорского указа в 1858 году оно стало таким же, как и во всей Российской империей.

На протяжении многих лет весь мир постепенно переходил движение по правой части дороги, но Великобритания приложила максимум усилий, чтобы сохранить традиционное для нее левостороннее движение.

В 19-м веке практически во всех странах мира были приняты правила дорожного движения.

В Великобритании левостороннее движение официально было утверждено в 1835 году. Сразу после этого левую сторону приняли, и по сей день сохраняют, страны, которые были частью Британской империи: Индия, Австралия, Новая Зеландия, Новая Гвинея, бывшие британские колонии в Африке. Исключение составляет Египет, который был завоеван Наполеоном прежде, чем стать частью Британской империи.

Япония никогда не была частью Британской империи, тем не менее в Японии движение левостороннее и по сей день. Появилось оно в период правление клана Токугава, 1603-1868. Но более или менее официальным оно стало, когда в Японии появилась первая железная дорога, в строительстве которой участвовали британцы. Вскоре в Японии была построена целая сеть железных дорог и трамвайных путей и, конечно же, все поезда и трамваи двигались по левой стороне. Потребовалось еще полвека, чтобы такое движение было четко прописано в законе.

Когда голландцы прибыли в Индонезию в 1596 году, они привезли туда и свою привычку двигаться по левой стороне дорог. Наполеон после завоевания Голландии изменил это правило, но колонии, такие как Индонезия и Суринам, все равно сохранили левостороннее движение.
Да и в Северной Америке в первые годы английской колонизации соблюдались английские правила движения. Однако, получив независимость от Англии, они стремительно стали избавляться от всех напоминаний о своем колониальном прошлом, и перешли на правостороннее движение. Не стоит недооценивать влияния на эти перемены и других европейских иммигрантов, особенно французов. Первый закон, требующий, чтобы повозки и экипажи держались правой стороны, был принят в Пенсильвании в 1792 году. Немного позже аналогичные законы были приняты в Нью-Йорке и Нью-Джерси.

В Канаде левостороннее движение сохранялось до окончания Второй Мировой войны. Территория, контролируемая французами, от Квебека до Луизианы, перестроилась на правую сторону почти сразу, а некоторые территории, которые контролировались англичанами, сохраняли верность английским традициям до 1949 года.

В Европе на правую сторону страны стали переходить одна за другой. Португалия в 20-х годах XX века сменила сторону движения по всей стране, включая колонии. Однако, Макао, Гоа и португальская Восточная Африка, приобретя независимость, остались верны прежней левосторонней системе. Восточный Тимор, который граничил с левосторонней Индонезией, все же перешел на правую сторону, но в 1975 году вновь вернулся обратно.

В Италии движение с правой стороны началось в конце 1890-х годов. В первом итальянском дорожном кодексе, принятом 30 июня 1912 года, говорилось, что все транспортные средства должны ехать справа. Однако города с трамвайными путями могут сохранять левостороннее движение, если они поместят специальные знаки на границах города. К середине 1920-х годов правостороннее движение стало в Италии повсеместным.

Испания же вообще не имела правил дорожного движения до 1930-х годов. В некоторых городах страны, например, в Барселоне, движение было справа, а в других, таких как Мадрид — слева. Но это было очень не удобным и скоро оно стало одинаковым по всей стране.

Распад Австро-Венгерской империи не изменил правила движения: Чехословакия, Югославия и Венгрия продолжали двигаться по левой стороне дороги.

Австрия была наполовину правосторонней, наполовину левосторонней и граница этого различия проходила точно по границе завоеваний Наполеона в 1805 году.
После присоединения Австрии к Германии в 1938 году, Гитлер приказал ввести правостороннее движение по всей стране, и сделать это он велел за одну ночь. Такое кардинальное изменение вызвало страшную суматоху на дорогах страны. Автомобилисты, начавшие ездить по правой стороне, не могли видеть дорожных знаков, которые за одну ночь, естественно, не смогли адаптировать к подобным переменам. В Вене  переход трамваев на правостороннее движение длилось несколько недель.

Чехословакия и Венгрия были последними, кто перешел на правостороннее движение в Европе. Они изменили правила только после вторжения Гитлера в 1939 году.

Когда автомобильная индустрия Америки полностью перешла на производство автомобилей, адаптированных к правостороннему движению, многие страны, импортирующие американские автомобили, были вынуждены также перейти на правую сторону.

Пакистан рассматривал переход на правую сторону в 1960-х годах, но в конечном итоге решил этого не делать. Главным аргументом тому стало то, что верблюды ночных караванов уже приучены ходить по левой стороне в то время, когда их погонщики спят. Трудность в обучении верблюдов новым правилам была решающей в отказе от принятии этого решения.

Переход Швеции на правостороннее движение «Dagen H»

После Второй мировой войны в Швеции  все сильней чувствовалась необходимость сменить левую сторону на правую и начать соответствовать всей Европе. Основной проблемой, толкавшей Швецию на такую перемену, было то, что все соседние страны уже перешли на правостороннее движение и при пересечении границ водителям надо было менять сторону движения. А так как в Норвегии и Финляндии было очень много небольших дорог, которые не имели дорожной разметки и соответствующих знаков, то водителям постоянно приходилось помнить по какой стороне надо ехать.

В 1955 году шведское правительство провело референдум о введении правостороннего движения.  Тогда около 83% проголосовали против этого нововведения. Но парламент Швеции через 8 лет все же принял закон о переходе к правостороннему движению.

Изменение произошло в воскресение 3 сентября 1967 года в 5 часов утра. Все движение транспорта по стране было запрещено с часа ночи. В течение одной ночи, пока было остановлено движение в стране, на всех дорогах должны были быть заменены все дорожные знаки. Чтобы успеть во время, в ту ночь была привлечена даже армия. Первое время после перевода дорожного движения на правую сторону по стране действовали сильные ограничения скорости, которые постепенно приводились к нормальному состоянию. Весь процесс перехода Швеции на правостороннее движение занял около месяца.

По примеру Швеции вскоре поменяли сторону Исландия, Нигерия и Гана.

В 60-х годах даже Великобритания хотела сменить традиционную левую сторону движения на правую, но консерваторы сделали все возможное, чтобы пресечь эту инициативу. Одним из самых весомых аргументов тому послужила дороговизна такой перемены — она была оценена в миллиарды фунтов. В конце концов Британия отказалась от этой затеи.

На сегодняшний день в Европе левостороннее движение сохранили только четыре страны: Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта.

В 2009 году Независимое Государство Самоа стало третьей страной, которая вернулась от правостороннего движения к левостороннему. Движение в Самоа стало правосторонним в 20-е годы XX века, когда стала немецкой колонией.

Возможно, когда-нибудь еще какие-то страны присоединятся к тем трем, которые вернули себе правила левостороннего движения. Но пока что, на данный момент, дела обстоят следующим образом:

Карта право и левостороннего движения

На карте зеленым цветом отмечена территория, где действуют правила правостороннего движения, а оранжевым — те, где по-прежнему ездят по левой стороне.

 

Добавить комментарий