Об британской системе здравоохранения (NHS — National Health Service, аналог российского Минздрава) можно говорить много. Столкнувшись с ней впервые, я долго пребывала в непонятках, что тут и как работает, и почему некоторые так хотят ехать сюда лечиться?
Для советского российского человека, привыкшего бегать к специалистам по любому поводу, будь то ОРВИ или головокружение пяток, с непривычки здесь все кажется страшным. Создается впечатление, что британские врачи вообще отказываются лечить пациентов. Чтобы попасть к какому- либо специалисту, необходимо пробить броню GP (General Practice — аналог российского терапевта), а скорая помощь приедет к вам, если вы находитесь как минимум при смерти, а так — топайте в больничку сами.
Да, действительно, в Британии все устроено совсем иначе и непривычно, и очень многое зависит от того, на какого GP ты нарвешься. Мне довелось побывать в руках всяких.
Первый мой опыт общения с ними закончился морем слез и соплей. Доктор — моя соотечественница с «лучшим в мире» медицинским образованием — не только меня лечила по принципу существования всего двух болезней, одна из которых сама проходит, а другая вообще не лечится; у меня было впечатление, что я бьюсь о непробиваемую стену, потому что сколько не объясняла я ей, что мол то-то и то-то, она разводила руками и прописывала мне какие-то лекарства, по принципу «Это не помогает. Давайте попробуем вот это» — авось что-то да поможет. Но упорно не отправляла к специалисту по моему вопросу — подозрению на аллергию. На просьбы направить меня на какие-то анализы говорила, «Ну, что тебе это даст? Найдут у тебя что-нибудь и что? Это все равно не лечится». Хорошо, что тут нет такой привязки к участкам и можно выбрать другого доктора. Больше к ней я прошу меня не записывать и дела стали хоть как-то налаживаться.
Если все же удается добраться до специалистов, то считайте — вы в надежных руках. Вас всего обсмотрят, обвертят и полечат. Специалисты мне попадались очень хорошие. Но ждать их зачастую приходилось очень долго. В некоторых, НЕ экстренных случаях ожидать приема по записи можно до нескольких месяцев. Издержки бесплатной медицины — здесь люди жить не торопятся)). Приходится сидеть и ждать «письма счастья» с датой и временем приема. Я сто раз успевала забыть о некоторых болячках, пока ждала этого письма)))
Медицинский персонал здесь в большинстве своем очень приятный, всегда с улыбкой, стараются подбодрить, поддержать — таким обычно доверяешь. В вопросах здоровья это особенно, на мой взгляд, важно. Британская медсестра имеет очень высокую квалификацию и во многих вопросах может обходиться без врача. Например, в нашей сельской поликлинике одна медсестра может брать пробы для различных анализов, снимать кардиограмму, проводить ряд обследований, отправляя данные специалистам для расшифровки. Когда я попала в отделение экстренной помощи — A&E (Accident and Emergency), меня также осматривали медсестры. И только в одном случае, когда посчитали, что ситуация требует вмешательства врача, я была направлена к нему. В случае с переломом пальца на ноге, диагноз был поставлен мгновенно, без рентгена и врача. В тот раз мне дали еще и обезболивающие. Меня очень сильно удивило, что мне их просто дали, а не продали.
Как тут обстоят дела с лекарствами — это тоже очень интересная штука. Большое количество препаратов продаются только по рецептам. Без рецепта можно купить только что-то безобидное типа парацетамола, капель от насморка или препараты от расстройства пищеварения, типа смекты. Все остальное строго по рецепту врача. За каждый выписанный рецепт врач отвечает головой, поэтому абы что, по просьбам трудящихся, он выписывать не станет. Лекарства по рецепту продаются по единой, фиксированной цене. Это, скорее, что-то вроде оплаты акциза или налога. Выписали ли вам аспирин, который стоит без рецепта копейки, или же какой-то дорогостоящий препарат, платите вы за них одинаково (сейчас это что-то около £8.50). Беременные и лица, достигшие 60 лет лекарства по рецептам получают бесплатно.
Но, как говорится, если в одном месте что-нибудь убудет, то в другом — что-нибудь прибудет. Если лекарства в Британии можно получить за фиксированную плату, то есть места, где приходится платить независимо ни от чего. Это больничные парковки. На тему взимания платы за прибольничные парковки возмущаются все британцы. Цены доходят до 6 фунтов (около 450 рублей) за день. Для людей, которые приезжают в больницы, это достаточно накладно, да и как-то странно вообще. Не развлекаться же ездят туда.
Поэтому очень часто можно встретить, когда на парковке, закончивший свои дела пациент, предлагает только что подъехавшим не истекший парковочный талон.
Но при всем при этом NHS очень дорожит своей репутацией и внимательно следят за персоналом. Не дай боже что.
Недавно был такой случай.
Забор крови для анализов берут у нас в нескольких местах. Можно записаться на время рядом с домом, в усадьбе Дамхаус, о которой я рассказывала в одном из своих видео, и без записи в любое рабочее время в местном госпитале. Многие медсестры работают в разные дни и там и там. Нам все время везло на одну и ту же медсестру. Она всегда расковыривала вены так, что после ее вмешательства оставались большущие синяки. «Ну и что? — скажете вы, — у нас часто такое бывает».
Последний раз мы ездили сдавать кровь вместе с мужем и ему снова попалась та самая «любимая» медсестра. В этот раз она не просто неудачно уколола, она решила вообще брать кровь не из какой-то другой вены — нашла какую-то стороннюю и умудрилась проколоть ее насквозь. Я, конечно, не специалист, но почти уверена, что после подобных процедур не должно оставаться никаких вздутий на руках и тем более синяков размером почти с мою ладонь. Для нас это стало последней каплей и мы решили написать жалобу в NHS. Ну, действительно, сколько можно мучить людей. И, собственно, ничего особо не ждали. Но нас пригласили на встречу с представителями службы персонала.
Две очень приятные улыбчивые дамы приехали в наш местный госпиталь из районного. Они пригласили нас в отдельный кабинет, расспросили подробно о том, что произошло. Мы рассказали им, показали последствия этой процедуры. несмотря на то, что прошла уже почти неделя, синяк был все еще огромный. Они сфотографировали его на телефон и рассказали нам, что они планируют делать. Вот тут меня многое порадовало. У нас бы просто впаяли выговор медсестре, если бы вообще стали подобным заниматься. Здесь же поступили очень мягко и тактично. Она рассказали нам, что назначат нечто вроде проверки в виде практики для всех медсестер отделения, не выделяя ту самую, на которую пожаловались, и понаблюдают. О результатах нам сообщат.
Так что за персоналом тут следят. Как могут, конечно. За всеми-то не уследить.
Вот, если коротко, мои впечатления о британском здравоохранении. Если у кого появятся вопросы — спрашивайте, теперь у нас есть двухсторонняя связь:) Обязательно попытаюсь найти ответы на ваши вопросы, расспросить, узнать, посмотреть и показать.
ну,сейчас и у нас только к дежурному терапевту более менее быстро.к участковому неделя-две запись.специалисты тоже -от 2 недель и больше ждать
Да ладно. Я тут наблюдаю (есть за кем) так там все быстро очень))
Все очень зависит от района..Но в целом,да,у нас тоже такая тенденция пошла-к сокращению.А время приема терапевта-10 минут.Кстати,интересно время приема пациента в английской поликлинике?
Здесь,если хороший врач,то к нему запись за много времени и да,10 минут,потому что дальше следующий пациент идет.У специалиста чуть дольше,если не ошибаюсь-15 минут.Это недавно относительно так стало…
Еще раз спасибо за статью!!!!Очень-очень интересно!!!!
В Англии тоже 10 минут. Причем правило — 1 прием(10 минут) — одна проблема. Если вопроса 2, надо заказывать двойной прием. У специалистов выделенное больше — около 20 минут, как я прикинула.